Жюль Верн рисует и перспективы развития науки и техники

6 марта 2010 hippy friend

В то же время Жюль Верн рисует увлекательные перспективы развития науки и техники. В этом смысле в XXIX веке достигнут колоссальный прогресс. Трудно даже перечислить все технические новшества, которые поставлены на службу человеку. Правда, такие чудеса техники, как высотные комфортабельные здания с постоянно-умеренной температурой, воздушные средства сообщения, «громкоговорящая газета», «фонотелефот» (телевизор), фототелеграммы, движущиеся лестницы и т. п., теперь уже никого не удивляют.


Наряду с этим мы находим здесь любопытные догадки и домыслы о взаимозаменяемости всех видов энергии, о возможности превращения одного элемента в другой и искусственного изготовления разных веществ. Ученые умеют продлевать человеческую жизнь, реставрировать или заменять новыми пришедшие в негодность органы тела. Коренным образом улучшились методы земледелия, научились создавать искусственный климат, появились новые транспортные средства, вроде пневматического поезда, несущегося” с огромной скоростью по трансатлантическому подводному тоннелю, и т. п.

И вместе с тем автор дает понять, что в условиях диктаторского господства с верх монополий всеми благами науки и техники пользуются только власть имущие. Бедняк-изобретатель, продавший за три доллара патент на свое изобретение Френсису Беннету, умирает с голоду, а тот наживает на этой «покупке» новые миллионы.

В нарисованной Жюлем Верном гротескной картине капиталистического государства будущего бросаются в глаза фантастические преувеличения тех социальных явлений, которые намечались уже в конце XIX века и внушали писателю наибольшую тревогу. Здесь проявились страх и растерянность буржуазного демократа, которому довелось столкнуться на старости лет с новыми политическими и общественными веяниями, характерными для наступавшей эпохи империализма.

Широкие аллегорические обобщения, вытекающие из самого сюжета некоторых романов Жюля Верна, сближают их с литературными традициями философской повести просветителей. Прогрессивные общественные идеи в философских повестях Вольтера, Монтескье, Дидро обычно выражались не прямо и непосредственно, а облекались в художественные образьт с иносказательным смыслом. Нечто подобное мы видели уже в романе «Пятьсот миллионов бегумы». В поздние годы творчества писатель постоянно прибегал к такому методу.

Показателен в этом отношении и «Повесть временных лет» (1895), роман, в котором удачно соединяются все особенности, присущие лучшим произведениям Жюля Верна: увлекательный приключенческий сюжет, тщательно разработанная, хорошо выполненная научно-техническая сторона замысла, красочные географические описания, непринужденно-шутливый юмористический тон, легкость изложения и, главное, что придает этому роману живой интерес, — острая социально-сатирическая тема.

Когда роман был уже подготовлен к печати, Жюль Верн писал (9 сентября 1894 года) своему брату Полю: «Здесь все будет соответствовать современным фактам и нравам, но ведь я прежде всего романист и мои книги всегда будут казаться выдумкой». Действие происходит в то время, когда «Соединенные Штаты Америки удвоили число звезд на своем государственном флаге», расширив границы за счет всех земель континента — от полярных островов Канадского доминиона до Панамского канала.

Миллиардеры сооружают чудо техники — плавучий электроходный остров «Стандарт-Айленд» с лугами и парками на искусственной почве, с искусственной речкой Серпентайн, с великолепным городом Миллиард-Сити. К услугам богачей все блага цивилизации и комфорта: движущиеся тротуары, электрические автомобили, круговая железная дорога, аппараты для записи звука и передачи изображения, роскошные особняки, построенные из алюминия и пустотелых стеклянных кирпичей, шедевры искусства, вывезенные из Европы, «гигиеническая» «консервированная» музыка для нервнобольных, «газеты, напечатанные на съедобной бумаге шоколадной краской, дающие пищу не только уму, но и желудку», и, разумеется, большой штат обслуживающего персонала, телохранители, стражники и дисциплинированные солдаты, прельщенные высоким жалованьем.

Удалившиеся от дел «набобы» мечтают праздно и беспечно коротать свои дни на этом чудесном острове. Допускаются сюда только избранные. «Обитатели этого «Собора Парижской Богоматери» владеют доброй половиной золота, находящегося в обращении во всем мире. Миллион здесь разменная монета». Развенчанный король Малекарлии, нашедший на Стандарт-Айленде гостеприимный приют, не может здесь свести концы с концами и вынужден поступить астрономом в местную обсерваторию.



Разделы: разное | Тэги:

Оставьте свой комментарий


Я не робот.