Возвращение Мазепы – ретроспектива фильмов Ильенка
В рамках ретроспективы фильмов Юрия Ильенка “Молитва за гетмана Мазепу” опять на большом экране.
На истории этого фильма отражается карма его главного героя: как и имя большого гетмана, название “Молитва за гетмана Мазепу” предусматривает скандал, изгнание, умалчивание. В 2002 году, когда в кинотеатре “Украина” состоялась премьера долгожданной картины Юрия Ильенка, ее восприятие, мягко говоря, было неоднозначным. Потом, после непродолжительного периода бурных дискуссий, фильм будто канул в Лету. Злые языки говорили, что продюсер картины спрятал (уничтожил ее?) по неофициальному требованию Москвы (дело в том, что Петр І там изображенный как придурковатый истерик с гомосексуальными наклонами). И вот в столице опять появились афиши с названием “Молитва за гетмана Мазепу. Новая версия” (2010). Теперь уже в кинотеатре “Киев”, ровно через четыре месяца после смерти режиссера.
“Фильм был фактически подданный цензуре и де-факто запрещенный в течение восьми лет, – рассуждает на новой премьере, которая состоялась в пятницу, сын Юрия Герасимовича – Филипп Ильенко (он же – исполнитель роли молодого Мазепы). – Россия была очень недовольна этим фильмом, и украинская власть, которая находится под ее влиянием, сделала вид, что его не было. Кроме того, был еще юридический момент: правами владел так называемый продюсер (Филипп почему-то уклоняется от прямого названия имени Игоря Дедковского), который приобщился на последнем этапе создания фильма и который саботировал процесс технической обработки, а потом и прокат, требуя чтобы к фильму был выпущен бесплатный переводчик всего сценария”. Теперь правами владеет семейная компания “Ильенко Фильм”, и планируется, что ретроспектива фильмов режиссера пройдет по всей Украине и за рубежом.
Юрий Ильенко болезненно переживал все эти перипетии – тогда и возникла идея поработать над картиной дополнительно: подтянуть звук, который недоделали через спешку показа на Берлинале, перемонтировать и прибавить авторские комментарии, какие Ильенко сам начитывает за кадром. “Он был очень углублен в эту историю, поднял горы материала и знал столько нюансов, которые в учебнике не прочитаешь”, – рассказывает брат Юрия Михаил Ильенко об идее с комментариями. Объяснение того, кем является тот или другой персонах в странных костюмах, дает не только понимание исторического материала, но и разбавляет плотный фантасмагорический дух, через какие многие не смогли воспринять картину.
Филипп говорит, что новая версия “Мазепы” полностью удовлетворила отца. В картине Юрий Ильенко просит зрителя не воспринимать эту работу как художественный фильм и называет его “следственным экспериментом”. Фактически документальным его считает и Михаил Ильенко: “Этот документальный фильм отбивает парадокс, который очень сильно мучил брата в последнее время, – это трагическая фантасмагория нашего времени. Поэтому я вижу в нем не только попытку приблизить к нам фигуру Мазепы”.
Большой зал кинотеатра “Киев” на премьере “Мазепы” был полностью заполнен: казалось, что сюда пришла подготовленная публика (друзья, коллеги, однопартийцы и просто сторонники Юрия Илленка). Та же вдумчивая аудитория была и на показе дебютной режиссерской работы “Колодец для жаждущих” (1965): по большей части это были люди старшего поколения, которые приходят на показ позже всего за 10 минут до начала. К сожалению, спонтанная молодежь, которая привыкла забегать на сеанс перед самим началом, осталась за дверью. “Все билеты на Ильенка на выходные были проданы загодя”, – объясняет администрация кинотеатра. Очевидно, ажиотаж будет наблюдаться и в течение рабочей недели (ретроспектива будет длиться включительно к пятнице, 22 октября), поскольку не часто случается возможность увидеть фильмы Ильенка в кинотеатре – хотя и на небольшом экране зала “Синематика”, но все же больше монитора компьютера, где операторское виденье режиссера теряет размах и монументальность.
Разделы: разное | Тэги: