Рецензия на фильм “Ребенок Розмари” Романа Полански.
Если для рождения сына Божьего Господь избирает деву Марию, чистейшую из дев на земле, то для рождения сына дьявола в человеческом обличие, в фильме Романа Полански никто никого особо не сортирует по нравственным критерием. Дьявол входит в совсем неподходящую и плохую с дьявольской точки зрения выпускницу католического пансиона, премилую женщину и любящую жену своего мужа – Розмари.
В этом фильме ужасов Романа Полански основной ужас заключается в том, что такое может случиться с каждым. И каждый, как и Розмари из фильма, окажется совершенно беспомощным в такой ситуации. Ни протесты, ни метания от врача к врачу, ни даже побег беременной женщины из дому никаких результатов не дал: то, что должно было произойти произошло и при виде собственного ребенка Розмари осталось только охнуть.
Когда в фильме отсутствует логическая связь между поступками и жизнью героя и теми обстоятельствами, в которые он попал, тогда только остается обозвать фильм экзистенциальным, и наделить его свойственными постмодернизму качествами: абсурдностью, поверхностностью, отсутствием какого бы не было смысла. (как например вот эта ссылка)
И остается вопрос: постмодернизм – это фигура стилистики или эстетическая и этическая немощь режиссера? Но обвинить фильм в отсутствии режиссерского мастерства трудно. Поскольку во всем, что касается создания атмосферы нагнетания страха у зрителя, режиссер показывает истинный талант. Молодая женщина проходит свои круги ада вместе со зрителем. От смутной догадки о мистическом смысле собственного сна, где её насилует дьявол до рождения страшного ребенка, женщина проявляет исключительное здравомыслие. Игра актрисы Миа Фэрроу никоим образом не грешит натяжками и перегибами, как это бывает в низкосортных триллерах. Также не грешит чрезмерным манипулированием зрительскими эмоциями сценарий. Все в этом фильме сделано чисто: повествовательная ткань фильма до самого конца остается преувеличенно реалистичной, карнавальный костюм дьявола понадобился режиссеру лишь на несколько секунд экранного времени для изображения сна главной героини.
И режиссеру вполне хватила художественного такта не показать самого дьявольского детеныша, а ограничится только реакцией главной героини. За что ему, режиссеру – большое спасибо. Также как ему, режиссеру, хотелось бы задать вопрос: если убрать составляющую киноискусства и киномастерства, о чем, собственно говоря, этот фильм?
Некоторые мистики выделяют в дьяволе две ипостаси: ипостась пустой и эстетически безупречной формы – Апполон и ипостась буйного разрушительного содержания: Дионис. О данном фильме можно сказать так: фильм о ребенке Диониса, который снимал сам Апполон.
Разделы: разное | Тэги: