Почему аниме – не есть плохо
Почему аниме – не есть плохо, и почему стоит отнестись к нему чуть серьезней.
Автор – eye_o
Эта статью, наверное, стоит понимать, как вводную для тех, кто еще не определился со своим отношением к такому странному и яркому феномену, как аниме. Я не собираюсь пускаться в историю и перечисления этапных и культовых имен и названий, а просто выложу свое видение и понимание этого явления, которое, как мне субъективно кажется, достаточно объективное.
Аниме – как много в этом слове… Всякого. По-другому и не скажешь. Чем более популярным становится новое культурное явление, тем сильнее обычно расслоение в общественном мнении по отношению к нему – от жестко негативного (например, многие педагоги, литераторы и вообще – консервативно настроенные люди имеют много претензий к современной японской анимации) – до восторженного. А сегодня, с точки зрения социологии, аниме – самый успешный культурный бренд десятилетия, вокруг которого сформировалась самая массовая на данный момент субкультура. Те самые анимешники, отаку, примыкающие к ним вплотную мангаки, косплееры, фикрайтеры (писатели, пишущие фанфики – литературные произведения по мотивам уже существующих произведений – литературных, кинематографических и т.д., в том числе и анимационных).
Международный успех Хаяо Миядзаки и его работы «Унесенные призраками» заставил взглянуть на аниме, как на нечто намного более серьезное в плане как и коммерческой, так художественной и культурной ценности. Хотя прожженные (надо добавить – западные) отаку недолюбливают Миядзаки и его студию за их явное стремление создавать работы, понятные для западного склада ума.
Стоит упомянуть, что вообще-то в Японии всю анимацию называют «аниме». Т.е. «Ежик в тумане» для них тоже аниме.
Но, все-таки, культ аниме сформировался на западе и я буду исходить из этой позиции. Относиться к аниме, как чему-то абсолютно плохому, на мой взгляд, неумно. Любая новая форма искусства тогда имеет право на серьезное к себе отношение, когда она вырабатывает некий свойственный только ей язык, и аниме этот язык выработало. По крайней мере, множество элементов и приемов, возникших в современной японской анимации, смотрятся весьма интересно и органично, но, будучи перенесенными, например, в кино, становятся смешными и нелепыми. Это раз.
А во-вторых – аниме затрагивает настолько широкий жанровый спектр (от абсолютно бредового порно-трэша до весьма серьезных психологических драм и изумительных по красоте сказок), что, если у вас нет идиосинкразии к узнаваемой японской рисовке, то найти себе по душе качественное аниме не составит труда. Весьма интересный подход японцев к потребителю выражается еще и в том, что многие аниме-сериалы создаются специально под определенный возраст и пол зрителя. Например – Сёнэн (яп. 少年?, досл. «мальчик», «юноша») — аниме, рассчитанные на особую целевую аудиторию — мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 18 лет. Думаю, упоминая о положительном влиянии на молодежь, нужно добавить, что аниме стало одним из тех движителей, которые подталкивает молодых людей взяться за перо и получить первый писательский опыт. Я говорю о таком интересном и бурно развивающемся явлении, как фанфикшн. (И к этому явлению также не стоит относиться пренебрежительно. Достаточно сказать, что, например, роман «Скарлетт», Александра Рипли, не что иное, говоря современным молодежным языком, как фанфик по фандому (а это что?) «Унесённые ветром» Митчелл.)
Что же так отличает аниме от привычной нам традиционно-западной анимации? Рисовка? Да, в том числе. Опытный глаз анимешника сразу отличит японскую рисовку от любой другой. Многие попытки западных компаний, связанные с триумфальным шествием аниме по миру, сделать нечто подобное заканчивалось провалом. Исключение составляет разве что «Легенда об Аанге», но, опять же, только слабо разбирающийся в аниме скажет, что это оно и есть.
А ведь японская анимация выросла из диснеевской и российской! Видны ли теперь эти корни? И здесь есть чему завидовать западным авторам коммерческой анимации – при огромном потоке аниме-продукции, каждая студия умудряется выдержать свой стиль, при этом одного только взгляда достаточно, чтобы понять – сделано в Японии. Чего еще доселе невиданного несет в себе аниме? Возможно то, что японцы первыми поняли, что можно создавать коммерчески успешные мультсериалы для молодежи и взрослой аудитории. И что в этом формате можно поднимать серьезные темы. И что можно приковать внимание зрителя не только спецэффектами, фантастической картинкой и закрученными сюжетами, но и повествованием об обычной жизни обычных людей – теперь термин «повседневность» стал законным в среде анимешников. Хотя я догадываюсь, что корни этого явления – в японской классической литературе, в работах таких мастеров описания чуда повседневности, как Ясунари Кавабата и Дзюнъитиро Танидзаки.
Не могу не упомянуть недавно мной просмотренный милый и удивительно красиво нарисованный аниме-сериал, как «Азбука Цветов».
Японские аниматоры постоянно находятся в поиске своего стиля. Несмотря на нацеленность, прежде всего, на коммерческий успех, аниме-студии постоянно подбрасывают на суд зрителя довольно экспериментальные как по визуальной, так и по смысловой составляющим работы. Хотя в последнее время все чаще появляются и очень красивые артхаусные проекты, сделанные с большим мастерством и вкусом. С чего же начать погружение в этот удивительный мир аниме? Так, чтобы сразу не испугаться и не запутаться?
Практика показывает, что для многих увлечение аниме началось с работ Хаяо Миядзаки. Вспоминается то время, когда по нашему центральному ТВ показали его такие шедевры, как «Принцесса Мононокэ», «Унесенные призраками» и «Мой сосед Тоторо». Много людей тогда поймали себя на мысли, что ничего подобного они еще не видели. И те, кто получил от просмотра удовольствие, начали проявлять здоровое любопытство и открывать для себя такие имена, как Макото Синкай, Исао Такахата, Осии Мамору, Синъитиро Ватанабэ… Постепенно начинаешь разбираться в тонкостях и получать удовольствие от все более специфичных сюжетов, и чем дальше все это заходит, тем все менее известные и менее популярные работы японской аниме-индустрии начинают привлекать. В конце концов, постепенно каждый находит что-то настолько свое, что кроме как «это – мое» никаких других слов, объясняющих, почему нравится именно этот аниме-сериал, анимешник уже не находит.
Так что есть чего бояться!
Собственно, это все, что я хотел сказать. Я ни на что не претендовал, просто выразил свое мнение, суть которого такова: Аниме – очень многостороннее и, потому, неоднозначное явление. А значит, оно пришло всерьез и надолго.
Разделы: разное | Тэги: