Народное искусство Венгрии: новый взгляд

13 июня 2012 hippy friend

Венгрия – страна, которая кажется нам, русским, близкой и понятной. Конечно, это славянская культурная традиция, вникнуть в которую на м легче, чем предположим, в превратности менталитета японцев или индонезийцев, но при всей кажущейся близости и известности, есть в Венгрии сферы культуры и искусства, остающиеся известными только узкому кругу профессионалов и исследователей.

Таким «неизвестным сокровищем» венгерской культуры можно назвать народное искусство этой страны. Наверное, многие из вас уже побывали в этом интереснейшем регионе, ведь в последнее время туры в Венгрию становятся все более популярными у россиян. Но  что мы видим в этой стране, помимо стандартных пунктов туристического маршрута?

Чтобы расширить свой кругозор и составить собственное, непредвзятое мнение об этой стране, мы приглашаем вас познакомиться с ее настоящим, исконным народным искусством, которое отражает всю глубину менталитета народа, его основные жизненные ценности и понимание прекрасного.

Если вы, например, поехали с туром в Будапешт, то вам обязательно стоит посетить не только замки и дворцы этого прекрасного города, не только побродить по узким мощеным улочкам и подняться на Буду к Рыбацкому бастиону – все это, конечно прекрасно, и вам нарисуется обширная панорамная картина жизни Венгрии. Но есть и скрытые мелочи, из которых складывается мозаика истории этого народа. Посетите, например, Этнографический музей в Будапеште, и вы увидите замечательнейшие образцы произведений истинно народного творчества – игрушки и прялки, кухонную утварь и сундуки, мебель и другие предметы быта, искусно декорированные, разукрашенные и выполненные из различных материалов.

Почему крестьяне затрачивали столько труда на изготовление и приобретение предметов, с точки зрения практического применения бесполезных, непригодных ни для повседневной работы, ни для благоустройства быта? Что означали для них эти вещи, эти на особый манер красиво обработан­ные предметные формы? В поисках ответа мы должны ближе рассмотреть эти предметы, своеобраз­ную сущность «псевдоутилитарного предмета», их роль в жизни деревни, отдельной семьи. Эти вещи, поскольку их берегут, как правило, живут долго, многие переживают не только своего творца, но и 2—3, а то и 5—6 поколений. В подавляющем большинстве случаев их только складывают, хранят, хотя в некоторых случаях они и выставлялись на обозрение, как, например, гирлянды прясел, висевших под зеркалом. Но они могли быть и сложенными в сундуки — праздничные скатерти, покрывала для катафалка, нарядные наволочки для подушек. Обстоятельства, при которых эти вещи словно «оживали», получали роль в строго соблюдаемых действах и открывались взору многих людей, были точно определены. В сущности, тогда они и «заговаривали», раскрывая до сих пор таящиеся в них сведения.

Ритуализация крестьянской жизни

 Эти торжественные действия по существующей в этнографии терминологии принято называть обрядами. Обряд мы понимаем в более широком смысле слова, не ограничивая его значение рели­гиозно-магическими действиями, а распространяя на все такие повторяющиеся, возвышенные, тор­жественные, строго определенные по форме действия, требующие нескольких исполнителей, которые устанавливают и укрепляют общественные связи между отдельными людьми и группами людей и в которых эти связи находят свое выражение. Для крестьян — поскольку они еще живут по «кре­стьянскому укладу жизни» — характерно, если сравнивать их с современным им промышленным обществом, что их жизнь, их общество гораздо более ритуализированы, гораздо более насыщены та­кими торжественными обычаями. Отдельные люди благодаря обрядам вступают в новые взаимо­отношения, новые связи или выходят из них. Но сама эта система связи, которая соединяет либо раз­деляет большие или меньшие группы или саму деревню, снова и снова находит выражение. Для системы крестьянских обрядов характерно, что в них значительную роль играют различные предметы, т. е. наряду с жестом, словом, движением, музыкой и т. п. широко используются в каче­стве средства выражения предметы. Сложная система красивых предметов в той или иной деревне является как бы особого рода ритуальным языком.

Какую же роль получают предметы в торжественных ритуалах? Возьмем, например, парадную постель (постельное белье, подушки), которая в крестьянских домах исключена из повседневного обихода, но по ценности и количеству предметов является самым значительным комплектом празд­ничного оборудования дома. В этой кровати, как мы уже отмечали, не спят. Свою первую празднич­ную роль она исполняет во время свадьбы, когда девушку выдают замуж, и постель, «справленную» для нее, может быть, жертвами многих лет, сперва выставляют в родительском доме, а затем в тор­жественном шествии, с соответствующими обряду песнями переносят в дом жениха и там снова выставляют на публичное обозрение. Перед выдачей постели происходит полушутливый обрядовый торг. Сама процессия, в которой по традиции принимают участие молодые мужчины и женщины, распевая песни и танцуя, с шутливыми, веселыми, а иногда и непристойными восклицаниями, движется заранее намеченным извилистым путем, чтобы перенос постели и саму постель могло увидеть как можно большее число людей. По сравнению с венчанием в церкви, которое соединяет молодых перед лицом бога, церемония с постелью светским образом обрядово выражает и утверждает начало их совместной семейной жизни.

Благодаря такой «сакрализации быта», сейчас мы можем извлечь из сохранившихся традиций народного искусства очень много информации о системе ценностей венгерского народа, что может совсем по-другому раскрыть перед нами эту страну. Возможно в следующий раз, отправляясь в автобусные туры по Европе или  просто в другие славянские страны, вы сможете по-новому взглянуть на культуру этих стран и открыть для себя не только популярные туристические объекты, но и что-то более глубокое и ценное.

 



Разделы: разное | Тэги:

Оставьте свой комментарий


Я не робот.