Молодежная политика в кино

27 января 2011 Garega

Интересная статья о современном молодежном кино опубликована на сайте о клубной Твери. Кому не интересно читать приведу кратко содержание. В последнее время появился ряд российских фильмов, аудитория которой молодежь. Фильмы сопровождаются хорошей музыкой, интересные сюжеты, современные темы, компьютерная графика. Вот только сами герои какие-то не живые. Оторванные от реальности. Да, они позитивные, как и положено молодым. Но при этом у них как будто нет ни прошлого, ни будущего. У них нет эмоций. Это какие-то не люди даже. Просто какой-то сгусток позитивизма.

Ребята не утруждают себя глубоким анализом ситуации. Они просто делают вывод, что эти герои − инопланетяне, или киборги. Только этим можно объяснить, почему у них такие скупые эмоции. Что же, юмор юмором, но разобраться в вопросе все же стоит.

В статье приводятся еще две версии такого отношения к молодым персонажам. Одна версия гласит, что создатели фильмов и в самом деле считают молодых эмоциональными инвалидами. Другая: что это проплаченная государственная политика по отношению к молодежи. Впрочем, в комментариях есть и еще одна версия: у создателей просто не хватает таланта дать героям более полный характер.

Из трех разных, на первый взгляд, версий, вырисовывается довольно четкая картина, как на самом деле все происходит. Известно, что российское кино во многом финансируется государством. А раз финансируется государством, то и обязано выполнять некий заказ. Один из таких заказов − молодежная политика. То есть деньги выделяются − будьте добры, снимите что-то для молодежи.

И вот начинается процесс написания сценария. При чем, когда пишется сценарий, учитывается не столько реальная реакция той же молодежи, сколько реакция тех, кто платит деньги. Кто эти тайные рецензенты мы не знаем, однако надо понимать, что они сами смотрят на самый верх: а что скажет главный? Согласится он, что это хорошая молодежная тема? Согласится он, что молодежь у нас должна быть именно такой?

И тут мы подходим к самому интересному: а как видит молодежь самый главный? Какую молодежь хочет видеть самый главный? Какую молодежь самый главный хочет воспитать? Оставим на потом другой вопрос: а может ли реально кино воспитать молодежь по заказу. Это не важно. Когда есть возможность порулить процессом создания произведения искусства, все остальное уходит на второй план.

Чтобы представить себе ту самую молодежь, о которой мечтает наш самый главный, достаточно вспомнить движение «Наши» и его лидера Якименко. Чем они отличаются? Правильно: позитивным задором, отсутствием собственных идей и мыслей, страстным желанием только понравиться тому самому главному.

А теперь сводим воедино три версии:

1. Проплаченная политика государства. Не то, чтобы создателям фильма прямо говорят: изображайте молодежь программируемыми роботами с позитивным задором делающих все, что скажут. Нет, не говорят. Но когда молодежь изображается именно так, заказчику больше нравится.

2. Не задумываясь над темой, что молодежь − это те же взрослые в будущем, и те же дети в прошлом, их проще показать такими вот, никакими. Просто проще.

3. В сумме: и заказчику нравиться, и сделать проще − получаем персонажей скучных, не интересных ни молодежи, ни кому.

И вот из такой цепочки складывается картина, близкая к реальной. Существует известная фраза, которую приписывают и Льву Толстому, и Корнею Чуковскому, и Самуилу Маршаку:

− Писать для детей надо так же, как для взрослых, только в три раза лучше.

В нашем случае вырисовывается картина, несколько обратная. Для детей и взрослых писать надо хорошо. Я для молодежи сойдет все что угодно. Лишь бы с музыкой, модными гаджетами, позитивизмом и полным отсутствием характера.

Вадим Галкин



Разделы: разное | Тэги:

Оставьте свой комментарий


Я не робот.