Гете не решается отразить в романе горестные впечатления.
Гете поставил перед собой в «Пра-Мейстере» сложную задачу — показать новое прогрессивное культурное начинание, которое еще не утвердилось в повседневной современной жизни, предстает скорее как необычное и исключительное и раскроется в своей значимости лишь впоследствии, в той перспективе развития, которую оно намечает. Такой подход к отбору материала для романа означал отказ от эмпиричности которая была присуща старому бытовому роману (в том числе и «Комическому роману» Скаррона), и обращение к внутренне закономерным ж потому типическим проблемам и явлениям действительности.
Движение, изображенное Гете, ограничено пока только культурными целями и проявляется лишь в заботах о создании высокой литературы и театрального искусства. Гете не решается отразить в романе горестные впечатления от ужасающей материальной нужды народа, которыми он делится в своих письмах к друзьям — Кнебелю и Гердеру (Гете видел и понимал немецкую действительность гораздо глубже, чем это отражено в его романе); он показывает носителей передового национального самосознания в той сфере, где они могли себя проявить в условиях реальной немецкой действительности того времени. Все это говорит об исторической ограниченности подхода Гете к художественному воплощению общественных проблем. Однако нельзя забывать при оценке «Пра-Мейстера», что борьба за культуру общенационального значения в условиях государственной раздробленности Германии имела вполне реальное и притом первостепенное значение.
То, что Гете открыл в застойной немецкой жизни движение и показал его в своем романе, свидетельствует о значительном углублении его взгляда на действительность по сравнению е тем временем, когда он писал «Вертера». Создавая роман о «выходе», о передовых людях и прогрессивном развитии в национальной культуре, Гете не отрывается от конкретной, реальной социальной почвы. Его передовые люди действуют не в утопическом пространстве, а в конкретной, плотно обступающей их среде, исторически и социально определенной. Эта среда представлена в романе чертами, характерными для современной Гете немецкой действительности, типическими ее противоречиями.
В центре повествования — образ и судьба Вильгельма Мейстера, талантливого молодого немца, выходца из купеческой среды, с детских лет почувствовавшего неодолимое влечение к литературе и театру. По жанру «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» — это типичный воспитательный роман, ставший в дальнейшем излюбленным жанром немецкой литературы; классическим образцом его справедливо считаются «Годы учения Вильгельма Мейстера». В раннем романе история молодого драматурга и актера показана в тесной связи с литературными и театральными исканиями недавнего прошлого, через которые прошел и сам автор.
Разделы: разное | Тэги: