Герцогский дворец в Венеции
Дворец был построен дожами Партичако в те времена, когда они обосновались в Риальто. Он представлял собой замок-крепость — квадратный в плане, усиленный четырьмя угловыми башнями в византийской традиции, к которым примыкали укрепленные ворота. Дворец являлся резиденцией дожей и местопребыванием первых лиц республики. Герцог стремился обладать военной властью и получить право передавать свои полномочия по наследству. Дворец принадлежал ему полностью, и он жил там в окружении небольшой группы своих приверженцев.
Укрепленный замок представлял собой центр оборонительного комплекса: на востоке он примыкал к кастелло Оливоло и на западе к сооружениям, прикрывавшим доступ к Большому каналу. Эти три части оборонительного комплекса соединялись изгородью со встроенной мебелью: лавками и столами, а Большой канал являлся водной преградой. В 976 г. замок был сожжен толпой, преследовавшей дожа Кандиано. Дожи Орсеоло начали восстановительные работы, завершившиеся лишь во времена дожа Пьетро Зиани — два века спустя, когда Коммуна реформировала систему власти.
С 1340-х гг. возникла необходимость в перестройке бывшего дворца Коммуны, который уже не мог вместить всю знать, коллективно осуществлявшую власть. Работы начались в 1344 г. Зал Совета занимал всю длину здания, его фасад с четырьмя большими окнами (без аркатур) выходил на мол (док). Фасад завершался пьяцеттой с расположенной там колонной, которую венчала скульптура, олицетворяющая Венецию, и Правосудие со шпагой и весами. Когда пожар 1483 г. уничтожил герцогское крыло дворца, дож уже не имел реальной власти, но для европейских монархий он еще оставался символом Венецианской республики, ее представителем, и поэтому его резиденции подобало быть пышно декорированной — на уровне королевских резиденций того времени.
Наступила эпоха Возрождения, и сенат высказался за возведение трехэтажного здания, позволявшего гармонично сочетать основные функции дворца, являвшегося одновременно резиденцией дожа и местопребыванием правительства, состоявшего из коллегии и Сената. Эти два органа располагались в великолепном помещении недавно выстроенного крыла (создание Антонио Риццо) с Золотой лестницей. Где располагались личные апартаменты дожа, а над ними, на четвертом этаже, находились залы Сената и коллегии, все было обставлено великолепной мебелью изготовленной на заказ. Власти имели во дворце надежное пристанище. Дворец отвечал и иному назначению. Правосудие является одним из основных атрибутов власти, а дож являлся законодателем, возглавлявшим различные ведомства гражданского или уголовного правосудия, расположенные в его дворце. Приходилось держать дворец открытым для большого количества людей, приходивших на консультации, и для всех подсудимых.
Дворец выглядел удивительно гармоничным. Вся сплошная верхняя его часть опиралась на нижние этажи, имеющие проемы. Эта особенность конструкции была продиктована функциональными требованиями: незаполненные пространства давали возможность перемещаться толпам людей, патрициям из советов и конторским служащим. Судебные ведомства, адвокаты Коммуны, ответственные за ведение судебных процессов, судьи по вопросам общественного имущества имели помещения на втором этаже, вмещавшем также ряд учреждений, доступных для посетителей, проходивших через лоджию – настоящую висячую улицу, расположенную над портиком первого этажа. Политики занимали более скромный четвертый этаж, вдали от посторонних взглядов, в своих прекрасных кабинетах с изготовленной на заказ мебелью.
Разделы: разное | Тэги: