А. Луначарский о пьесе М. Горького «Варвары»
Рассмотрим анализ произведения “Варвары” М. Горького, который встретился в одном из дипломов на заказ в Красноярске. Над деревенской («соломенной») Россией довлеет Россия мелкогородская («деревянная»). Трудно понять, какова же польза от маленького уездного города, ведь он ничтожен и скверен по сути своей. Здесь зарождаются «мелкие капиталисты», мелкие чиновники, образующие жадную и губительную массу. Жизнь в таких городах невыносимо скучна, и поэтому обитатели «развлекаются» пьянством, картами, развратом.
Тем не менее, и эти люди могут быть интересны, ведь и они, как и все, хотят счастья, любви, но не имеют об этом ни малейшего представления.
Среди них встречаются и великие в своём роде люди. Но мелкогородская среда – не поле для их деятельности. Один из героев пьесы М. Горького «Варвары» — городской голова Редозубов – как раз такой. Это «властная домостроевская натура», сильный и жёсткий, он считает себя хранителем устоев. Но капиталистический режим сбивает его с ног, к власти пробираются люди лицемерные и двуличные (Притыкин), а Редозубова не спасают даже благородство натуры и богатство.
Согласно содержанию дилпома в Красноярске, по мнению Луначарского, проблема людей типа Редозубова в том, что пытаясь сохранить традиции, они по сути «поддерживают гору ненужного хлама».
Например, Надежда Поликарповна Монахова, увлечённая романами и разговорами про герцогинь. Несмотря на это, она фигура даже торжественная, это глубокий образ. Уверенность в себе, спокойствие – все это делает её образ законченным, твёрдым. Но главное качество в том, что она чувствует в себе «великие возможности любви» и поэтому ставит себе идеал мужчины – героический, романтический, недосягаемый. В уездном городе такого нет. Сначала ей показалось, что это рыжий Черкун, выходец из народа, «инженер-завоеватель». Но он всего лишь слепая сила в руках капитализма. Он ломает деревянную Россию, но его делами активно пользуются всякие приживалы (развратный инженер Цыганов). В нём много силы и жизни, но нет героизма, нет воли к свободе и любви, поэтому он не для Надежды.
Но есть и разрушители иного типа, сознательные разрушители во имя золотого века. Студент Лукин и девушка Катя – наиболее светлые образы пьесы. Лукин не говорит, а почти что проповедует, утверждая, что после них люди начнут создавать новое, а мы должны осознать это и разрушить все самое плохое.
Луначарский не говорит о недостатках пьесы, он считает, что это уже не его дело. Он просто обращает наше внимание на то, что тема борьбы крупнокапиталистической России с мелкобуржуазной очень хорошо выражена Горьким. Это удалось ему, потому что он осознаёт, что главный враг народа – железная Россия, именно она создаёт почву для новой борьбы и конфликтов.
Разделы: разное | Тэги: